Получилось все неожиданно.
Моя знакомая, с которой мы собирались в командировку в Токио, сообщила, что, возможно, удастся попасть на автомобильный аукцион, так как есть некие знакомые, которые нам это пообещали.
За три часа скоростной поезд „Синкансен" домчал нас до города Кобэ.
Там мы познакомились с замечательной японкой Джунко-сан, которая, в свою очередь, оказалась хозяйкой крупной компании по импорту автомобилей из Японии. Благодаря их гостеприимству мы даже побывали на обеде в традиционном японском ресторане, где отведали множество деликатесов и прочих вкусностей, а также в настоящем самурайском замке! (Но об этом в другой раз.)
Спешка была вызвана тем, что на японский аукцион авто надо обязательно попадать с самого утра, поэтому нам пришлось переночевать в гостинице и на следующий день отправиться изучать тонкости японской торговли автомобилями.
Так как вход в вожделенный зал японского аукциона авто для обычных смертных закрыт, нам выдали бейджики, которые рекомендовалось перевернуть белой стороной (ха, и япошки умеют лукавить!).
Аукцион авто, на который нас привезли, - один из крупнейших в Японии. При этом продаются там любые марки, а компания Нопdа просто владеет площадкой. Ежедневно через торги японского аукциона авто проходит больше 100 000 машин - представляете, сколько это? Ну мы тоже слабо представляем: понятно, что много, очень и очень много. О масштабах можно судить по обилию парковок, доверху заполненных автомобилями. Есть обычные открытые площадки, есть многоэтажные паркинги - и повсюду тачки!
К нашему разочарованию, тюнинговых авто не так много, в основном это обычные минивены или квадратные хэтчбеки, которые так любят японцы, но все же некоторые интересные экземпляры найти можно. Что удивительно, все авто на японском аукционе открыты(!), и в каждом торчит ключ в замке зажигания, то есть в любое можно залезть, завести, открыть капот, подергать кнопочки-ручечки... В общем, полностью ознакомиться с размещаемым лотом. Учитывая, что доступ на японский аукцион авто есть только у байеров, за товаром на парковке, в принципе, присматривают, да и преступность в Стране восходящего солнца крайне низкая, о возможном вандализме или другом криминале речи даже не идет.
Побродив среди намытых и натертых машин японского аукциона авто (все они прошли предпродажную подготовку и выглядят почти как новые), изучив внутренности особо любопытных экземпляров, мы отправились в центр, где, собственно, и проходит нешуточная борьба (по крайней мере, нам так представлялось сначала) за это хозяйство.
Огромное по площади главное здание аукциона состоит из нескольких залов, где и проводятся торги. Не могу сравнить с другими аукционами, поскольку на них до этого ни разу не был, но этот был больше похож, как правильно подметила Лада, на центр управления полетами.
Ну или, в крайнем случае, на здоровущую компьютеризированную аудиторию. Стройные ряды компьютеров, за которыми работают байеры, заставляют вспомнить кадры из первой части „Матрицы"/ Рабочее место байера состоит из 2-4 ЖК-мониторов на которых отображаются текущие лоты, как правило, по два на экране. Каждая машина имеет аукционный лист (где отмечено состояние аппарата) и две фотографии в три четверти (спереди и сзади).
В одном торговом зале (а всего их 5 или 6) одновременно „играются" б автомобилей, которые также отображаются на больших дисплеях, развешанных на стенах. Торги продолжаются ровно 20 секунд, за это время байер должен оценить состояние экземпляра по аукционному листу и успеть сделать ставки. Простым делением 20/6 можно вычислить, что на каждую единицу у работника биржи есть чуть более 3 секунд! Атмосфера как на обычной финансовой бирже. Машины и цифры с астрономической скоростью мелькают на экранах - фантистическое зрелище! Как только байеры успевают что-то запомнить, не разумею; это больше похоже на некую игру, где надо быстро нажимать на кнопки. Эффект хаоса подогревает женский голос, который по громкой связи каждые 3 секунды сообщает, что стартовал аукцион „А", „В" и т. п.
Чтобы подогреть интерес к лоту аукциона, продавец часто ставит начальную цену „О", от которой уже и стартуют торги. Через 20 секунд, отведенных на один лот, давший большую ставку, выигрывает. Но на самом деле все не так драматично: машины привозятся на аукцион заранее, и каждый из байеров может ознакомиться с новыми поступлениями как на бумаге, так и „живьем" на стоянке. Соответственно, при старте очередных торгов байер уже будет наготове.
Впрочем, подобные предпродажные приготовления происходят нечасто, только в случае какого-то особого индивидуального заказа. Так как байеры японского аукциона авто работают на крупные компании, объем покупаемых машин достаточно солидный, поэтому времени досконально изучить все лоты, нет.
Мы заметили, что полная информация о торгах тиражируется на бессчетном количестве экранов, которые развешены по всему зданию - в коридорах, в фойе, в кафе. Везде! Те, кто не может позволить себе постоянное место в торговом зале, пользуются неким подобием терм и нала-компьютера, на котором также можно участвовать в процессе. Единственное место, где не слышно, как постоянно вещают о начале аукционов... - массажный кабинет, в котором отдыхают притомившиеся „купцы".
Участвовать в сделках японского аукциона авто можно и по Интернету, но, как показывает практика, личное присутствие гораздо выгоднее.
Теперь пару слов о том, откуда берутся сами лоты японского аукцион авто. Основная часть приходит, конечно, с более мелких аукционов, из автосалонов или от страховых компаний. Остальные машины ищут аукционные агенты, раскладывая объявления под лобовые стекла нужных „лотов". Есть также возможность привезти свою тачку самостоятельно и предложить на продажу, но частному лицу это невыгодно - биржа может потребовать комиссию с лота за подобное участие. Так что лучше подогнать авто поближе к аукциону, чтобы она просто была на виду у агентов. После того, как автомобиль попал на стоянку, его осматривают эксперты и заполняют так называемый аукционный лист. К великому удивлению, (и, думаю, сожалению многих, кто узнает эту правду), в нем отмечается только внешнее состояние, так как никаких диагностик двигателя или подвески никто не делает.
Правда, ситуации когда экземпляр с хорошей оценкой экстерьера, имеет технические проблемы, единичны. После осмотра в листе появляются сведения о всех сколах, царапинах, следах ремонта и прочих дефектах. Для разного рода повреждений есть свои обозначения. При этом ни одна царапина не будет пропущена, и состояние тачки будет абсолютно точно соответствовать заявленному. Возможно, именно поэтому шустрые байеры успевают оценить машину за 3 секунды, прежде чем купить... Нам до этого пока далеко.
|